Цветущие азалии
В течение всего года в Фондовой оранжерее Главного ботанического сада открыты для посещения экспозиции тропических и субтропических растений (Новая Фондовая оранжерея находится в стадии строительства и закрыта для посещения). Мы приглашаем Вас познакомиться с уникальной коллекцией растений из разных уголков Земли и совершить путешествие по странам и континентам. Все растения, представленные на нашей выставке, происходят из наших оранжерей и не доступны для посетителей в другое время.


Выставка «Бонсай – весна в миниатюре»
6 апреля – 31 мая 2019 года

История выращивания карликовых деревьев и создание миниатюрных пейзажей восходит к концу III в н.э. – периоду заката китайской династии Хань. Да, именно Китай, а вовсе не Япония, является родиной культуры карликовых растений – бонсай. В Страну Восходящего Солнца искусство выращивания бонсай начало проникать, судя по всему, одновременно с его становлением в Китае, поскольку в течение более чем двенадцати веков осуществлялась духовно-культурная экспансия Китая на Японские острова. В период высокой образованности Китая эпохи Тан при дворе японского императора и среди буддистских священнослужителей подражание всему китайскому было более чем модой. Первоначально проникновение бонсай из Китая в Японию происходило в форме подарков китайского императора японским монархам. Можно с уверенностью утверждать, что искусство бонсай в Японии имеет как минимум тысячелетнюю историю. Попав в Японию, культура бонсай под влиянием местного климата, особенностей природы и благодаря национальному характеру японцев стала настоящим искусством и достигла своего совершенства.

бонасай-001.jpeg

Согласно древней мудрости, японец способен увидеть «красоту сосновой рощи в сосновой иголке», и именно это изречение характеризует сущность искусства бонсай. Этим объясняются многие из странностей этого искусства, многие, но далеко не все. Искусство выращивания карликовых деревьев подобно сверкающему многогранному кристаллу с неравновеликими гранями. И это не просто образное выражение, это и реальное, пусть несколько идеализированное, объяснение того, чем же на самом деле является это своеобразное искусство на стыке философии, художества и садоводства. Недаром о карликовом дереве сказано: «Небеса и прах в одном горшке».
Японское слово «бонсай», прочно вошедшее в наш обиход, переводится как «нечто, выращиваемое в поддоне (низком горшке»), причем это «нечто» подразумевает любое растение – от лесного дерева до небольшой травы. Конечно в слово «бонсай» вложено нечто большее, нежели простое описание миниатюрного шедевра природы и человеческого искусства – «дерева на подносе», бонсай включает в себе нечто поэтическое и абстрактно-философское.
Считается, что в Японии искусство бонсай стало массовым только тогда, когда плотность населения средневековых японских городов достигла такого уровня, при котором для большинства горожан стало просто невозможным обладать собственным садом (в отличие от сельских жителей). Примечательно, что уже в тринадцатом веке в народных японских песнях повествовалось о любовании карликовыми деревьями.

бонасай-002.jpeg

Широко известно, что большинство искусств Японии были в своё время заимствованы в Китае (бонсай здесь не являются исключением), но именно в Японии этот метод культивирования растений развился и вырос до уровня изящного искусства. В Японии можно видеть образцы бонсай, возраст которых составляет сотни лет, такие деревья передают из поколения в поколение, а потомственные мастера, веками сохраняют и развивают искусство бонсай. В этом древнем искусстве существуют определенные каноны и нормы работы, а сами карликовые деревья принято формировать в одном из следующих основных стилей: 1) правильный прямостоячий; 2)неправильный прямостоячий; 3) наклонённое дерево; 4) «дерево, согнутое ветром»; 5) полукаскад; 6) каскад; 7) «метлообразное» дерево; 8) многоствольное дерево; 9) группа деревьев, или «рощица»; 10) композиция на скалах; 11) «бонсай в миниатюре». Отметим, что японцы не ограничиваются одними деревьями бонсай, объектами выращивания в форме бонсай становятся кустарники, лианы, стелющиеся и даже травянистые растения.

бонасай-003.jpeg

С японцами и их необычной культурой европейцы довольно подробно познакомились в XVIII веке, почти на сто лет раньше, чем с культурой географически более близкого Китая, и в связи с этим древнее китайское искусство выращивания бонсай предстало в глазах европейцев чем-то особенным японским. Понадобилось почти двести лет, чтобы искусство бонсай завоевало свое скромное, но законное место в культуре западного садоводства.
История бонсай в нашей стране, по сравнению с тысячелетней его историей в Китае и Японии, невелика. В 1976 году, при активном участии супруги посла Японии в Москве госпожи Сигемицу, Главный ботанический сад АН СССР получил в дар коллекцию бонсай. Это знаковое событие привело к появлению в Главном ботаническом саду «Бонсай-клуба», возглавляемого сотрудником фондовой оранжереи Т.П. Белоусовой, который объединил всех интересующихся этим направлением древней японской культуры. Возникла школа единомышленников, один из выходцев которой, Валерий Пител – коллекционер уникальных карликовых деревьев и мастер бонсай – представляет свои растения на выставке «Бонсай – весна в миниатюре» в Старой Фондовой оранжерее Главного ботанического сада. На этой выставке мы показываем деревья, сформированные в разных стилях этого древнего японского искусства. Все экспонаты выставки – результат кропотливой, многолетней работы Валерия Пител и японских мастеров бонсай. Выставка бонсай в Главном ботаническом саду предоставляет уникальную возможность познакомиться ближе с искусством бонсай. Во время работы выставки – с 6 апреля по 31 мая 2019 года – посетители Старой Фондовой оранжереи могут увидеть уникальные бонсай преклонного и молодого возраста из различных пород деревьев – японские сосны, клены, вязы, грабы, сакуры, сливы, гинкго и многие другие хвойные и листопадные карликовые деревья – в период их пробуждения, наблюдать весну в миниатюре.

Подробного познакомиться с особенностями Культуры карликовых деревьев можно здесь.

Примечание: При подготовке описания выставки были использованы следующие материалы: (1) Дханда Л. Культура бонсай: Выращивание карликовых деревьев. 1990. M.: Лесная пром-сть. 127 с., (2) Карпун Ю.Н. Культура карликовых деревьев. 2014. Сочи: СБСК. 24 с.


Выставка цветущих азалий в Фондовой оранжерее
03 - 22 апреля 2019г.

Приход весны в субтропических регионах Восточной Азии знаменуется цветением азалий. Эти неприметные в течение года кустики внезапно вспыхивают всеми оттенками розового, пурпурного, алого, красного, бордового, малинового, молочно- и прозрачно- белого цвета. Цветущие кустарники азалий выращивают как в горшках в небольших садиках, размещая их у домов, так и высаживают в грунт, создавая потрясающие восточные сады. Выставка цветущих азалий в Старой Фондовой оранжерее создаёт атмосферу таких ландшафтных садов Японии, Кореи, Китая.
Более двух столетий назад первые азалии стали попадать в Европу, где ими «заболела» знать и их садовники. Этот вечнозеленый кустарник - азалия индийская, или рододендрон Симса, с небольшими опушёнными листьями и красивыми широко-воронковидными цветками, стал одним из излюбленных объектов селекции: начали появляться сотни сортов, многие из которых посвящали знаменитым персонам и даже представителям королевских фамилий. Вспомним замечательные сорта азалий, которые были названы в честь известных композиторов – «Бетховен» («Beethoven») и «Иоган Себастьян Бах» («Johann Sebastian Bach»). При взгляде на их цветки, в самом деле начинает казаться, что они излучают тонкую музыку.
Названия сортов азалий напоминают нам и о важных исторических союзах – сорт «Леопольд-Астрид» («Leopold-Astrid») был назван в честь короля Бельгии Леопольда III и его супруги королевы Астрид, не только знатных, но и красивейших людей своей эпохи. Отметим, что как упомянутые, так и многие другие старинные европейские сорта азалий сохраняются в наших коллекционных фондах в Старой Фондовой оранжерее и представлены на открывающейся выставке азалий. На нашей выставке вы непременно увидите уникальные сорта азалий, выведенные советскими селекционерами – «Золушка», «Яблонька», «Жемчуг», «Весна» и «Мир». Цветки многочисленных сортов азалий поражают оттенками окраски лепестков, необычными формами и особой весенней нежностью. Неудивительно, что появление таких цветов мимолетно, как и многих других прекрасных явлений в мире природы.
Приглашаем вас на выставку азалий в Старую Фондовую оранжерею по адресу: ул. Ботаническая, д. 4, стр.2.
Выставка будет работать с 3 по 22 апреля 2019 года ежедневно, кроме понедельника, с 11-00 до 19-00.
Не упустите возможность ощутить удивительное дуновение восточной весны!